Илья Устимов – чемпион России по эндуро в категории мастера. Национальный чемпионат прошел в этом году в Балаклаве 2-3 октября. Три падения, масса потраченных сил, плохие погодные условия и… Первое место на финише! «Спортамикс. Новости» расспросил в эксклюзивном интервью чемпиона из Санкт-Петербурга о том, что переживают экстремальные виды велоспорта сегодня, как они развиваются в нашей стране в целом и что стоит ожидать от них дальше.

— Илья, прежде всего, поздравляем Вас с победой в гонке! Вы показали настоящий класс. Расскажите, как это было.

— Спасибо! В этом году из-за пандемии многие соревнования были отменены. Обычно в России проходит серия эндуро, которая состоит из разных этапов. Первый этап в Петрозаводске удалось провести, а вот второй этап в Красной Поляне уже был отменен. Третий, последний этап, который проходил в Балаклаве, впервые в России был реорганизован в чемпионат страны по эндуро. Такое решение было принято, потому что по итогам первых двух этапов решить что-либо было невозможно.

Гонка проходила в Балаклаве со 2 по 3 октября. В общей сложности – это восемь спецучастков. Это разные локации, разные горы. Прохождение всех трасс заняло около 35 минут. То есть в среднем 4-5 минут на одну трассу. Присутствовало около 100 человек и это несмотря на то, что многие не смогли приехать… Планы порушились у многих.    

— Как Вы готовились к соревнованиям?

— Все вышло спонтанно. Если честно, изначально я планировал все по-другому. Я работаю пятидневку со стандартным отпуском в 28 календарных дней. Я писал заранее заявление на месяц отпуска, так как хотел посетить и другие соревнования тоже. В итоге получилось, что я вернулся из отпуска и через две недели нужно было лететь на эту гонку. В Петербурге не так много мест, где можно тренироваться. Есть трассы, которые известны только тем, кто занимается этим спортом. За неделю до соревнований я тренировался 2-4 раза в разных местах. Важен накат, важно чувствовать велосипед перед гонкой.

— В самой Балаклаве, наверное, уже не было времени на большую подготовку?

— Когда мы приехали в Балаклаву, у нас было три дня на тренировки. Один день выпал, потому что были дожди, которых до этого не было больше месяца. И в итоге да, два дня на тренировки и в бой.

— В чем принципиальное отличие эндуро от других видов велоспорта?  

— Чем отличается эндуро от кросс-кантри или даунхилла? Это — смесь двух дисциплин. Спортсмен должен обладать хорошей физической подготовкой, умением крутить верх, — это как раз приходит из кросс-кантри и умением держать скорость и выполнять сложные технические элементы, — это приходит из даунхилла. Для того чтобы хорошо показывать себя в эндуро нужно уметь делать все в комплексе. Также нельзя забывать о том, что восемь спецучастков – это не одна трасса. Нужно сохранить велосипед до конца гонки. Если ты, не дай бог, упал где-то, ты сразу потерял много времени. Повредил переключатель – все, считай, гонка закончена. Цена малейшей ошибки очень велика. Также память. 8 трасс физически невозможно запомнить: где какой поворот, где какой съезд?

На тренировках стараешься записать трассы на видео, а потом перед сном просматривать их и запоминать, отмечать для себя опасные скоростные участки или крутые повороты по 90 градусов. К этой совокупности навыков можно прийти только с опытом. Если ты просто хорошо умеешь кататься – этого мало. Самая главная проверка – это гонка. В гонке всегда все по-другому. Другие эмоции. Предстартовый мандраж тоже никто не отменял. Соответственно, чем больше стартов, тем больше привыкания к ним.

— Какие нюансы можно выделить в нашей стране относительно подхода к эндуро?

— У нас это, к сожалению, по-прежнему больше любительский вид спорта. Федерация велоспорта не поддерживает те виды, которые не входят в программу Олимпийских игр. Например, кросс-кантри федерация поддерживает активно. Это менее травматичный, олимпийский вид. BMX Racing – это тоже олимпийский вид. У нас его развивают, уделяют внимание. А вот даунхилл… Это не олимпийский вид. Ему не уделяют внимания. Экстремальные виды спорта, такие как даунхилл и эндуро никому и неизвестны даже.

Например, в этом году из-за коронавируса отменили чемпионат по даунхиллу, однако ровно в тот же день стартовал чемпионат по кросс-кантри. Кросс-кантри – это контактный вид спорта, где участники стартуют все вместе. Люди рядом друг с другом и на старте, и на трассе. А даунхилл – это скоростной спуск с горы: один человек стартанул и проехал. Кто показал лучшее время, тот и победитель. Конечно, эта ситуация вызвала большой резонанс.

— То есть, получается, лоббировать любимый вид спорта полностью приходится самим?

— Да. Эндуро в России держится на энтузиастах из разных городов страны. На людях, которым нравится этот вид спорта. Есть ребята из Карелии, из Крыма, из Краснодара. За свой счет они организовывают соревнования и строят участки.

— Илья, а как Вы вообще пришли к велоспорту? С чего начали свой путь?

— Я родился в Ленинграде и жил рядом с мототреком. Меня всегда привлекали технические виды спорта, где есть скорость. Мне очень нравился мотокросс, но у моей семьи тогда не было возможности позволить мне им заниматься.

Я занимался плаванием, футболом и всегда катался на велосипеде. Это была моя отдушина. В 2000-х я нашел знаменитое для велосипедистов место в Озерках (Прим. ред. – район Санкт-Петербурга) и влился в эту тусовку. Познакомился с ребятами, вошел в эту структуру, начал осваивать трамплины… В 2004-м я впервые проехал гонку на время в Тосно. А после этого… Была пауза. Учеба, работа… Все медленно сошло на нет. 5-7 лет я не катался. А потом снова понял, что мне чего-то не хватает.

В 2013-м году с ребятами из велосипедной тусовки я поехал на Игору, на Кубок России по даунхиллу. Со своим стареньким велосипедом, который совершенно не подходил этому виду спорта, я проехал гонку. В итоге из 150 человек я пришел 74-м. Тогда я понял, что у меня есть потенциал. Ведь я совершенно не готовился: приехал в джинсовых шортах и обычной футболке на старом велосипеде. Тогда я вновь окунулся в атмосферу гонок, которая меня затянула. Так, с 2013-го года я снова стал принимать участие в соревнованиях. В Выборге – поехал в Выборг, во Пскове – поехал в Псков, в Карелии – туда. Первая эндуро гонка для меня прошла в Петрозаводске в 2015 году. Тогда велосипед тоже был не очень подходящий, без заднего амортизатора, но несмотря на это я занял второе место, проиграв первому две секунды. Эндуро – это сплошная непредсказуемость. Трасса может быть, как сухая, так и мокрая.

В 2018 году я проехал полностью российскую серию эндуро, которая состояла из трех этапов. Краснодар, Петрозаводск и Балаклава. По итогам всей серии я занял шестое место в элите. Я тогда понял, что топ-5 элиты – это люди, которые не расстаются с велосипедом.  

— Но надо понимать, что велоспорт в наших реалиях – это больше сезонный вид спорта…

— Им надо жить. Есть люди, которые уезжают в места, где можно тренироваться круглый год. В Адыгею, в Новороссийск, в Красную Поляну. Когда границы были открыты, можно было поехать в другие страны. Многие и так тоже делали. В Австрию, во Францию.

— Что касается финансовой стороны вопроса. Экипировка, сам велосипед. Можно сказать, что это дорогой вид спорта?

— Да. Это дорогой вид спорта. Топовый велосипед стоит полмиллиона. Также экипировка: шлем, налокотники, перчатки, защита торса, спины… Также участие в соревнованиях платное. А еще перелет, проживание, питание.

— Ведь обычно это предоставляют организаторы. Но тут все, кажется, сложнее…

— Да. Тут все сам.

— Илья, что посоветуете начинающим ребятам? И к чему сами стремитесь?

— Самое главное – это желание кататься. Чем больше ты катаешься, тем больше интереса. Ты можешь следить за своим уровнем, за тем, как он растет. Чем чаще ты катаешься, тем лучше у тебя получается. И, конечно, не надо загонять себя в какие-то рамки. Надо пробовать себя во всем, надо ездить на соревнования, общаться с ребятами, спрашивать, читать книги. А моя мотивация – это нереализованный потенциал. Мне до сих пор кажется, что я могу ездить быстрее и лучшее, могу добиться большего. И, конечно, титул чемпиона нужно отстаивать. Ведь мне уже 33 года, а кругом полно перспективных, молодых ребят.       

Фото: архив Ильи Устимова

Поделиться ссылкой: