Александр Гончаров знает о самбо всё. Без преувеличений. Сегодня он блестящий тренер, а в прошлом – выдающийся спортсмен. Он пришел в этот вид спорта в 1970 году, во времена, когда в Союзе знали о единоборствах совсем не много. Александр Владимирович — призер международного турнира «Мемориал Харлампиева», чемпион всесоюзных соревнований, неоднократный чемпион Москвы и чемпион мира среди ветеранов (Сен Жан де Люс, Франция). Недавно великий самбист решил поделиться своими знаниями и снял обучающий фильм «Учись побеждать красиво». Об этом и о многом другом «Спортамикс. Новости» расспросил Александра Гончарова в эксклюзивном интервью.  

Фото: из архива Александра Гончарова

— Александр Владимирович, как Вы пришли в самбо? Почему решили заниматься именно этим видом спорта?

— Все довольно просто. В детстве был слабым, все меня обижали. (Смеется).

— Ого! То есть в целях самозащиты?

— Было у меня болезненное ощущение несправедливости, а от этого хотелось иметь возможность защищаться и защищать. Однако, со временем, когда начал тренироваться, я понял, что это нечто большее, чем просто самозащита. На самом деле это целый мир.

— Вы посвятили спорту всю жизнь… Расскажите, какие изменения произошли с самбо со времен Советского Союза?

— В Союзе все было в новинку, в диковинку. Из всех систем самозащиты эта была известнее всех… Ну кроме бокса, разве что. Потом появились другие модные течения. Например, карате. В какой-то момент они даже затмили самбо, но ненадолго. Интерес быстро вернулся, потому что стали устраиваться соревнования. Кстати, когда начались первые крупные турниры, я занимал пост президента федерации самбо Москвы. Я принимал активное участие в организации соревнований вместе с такими замечательными людьми, как Анатолий Жуков, Илья Ципурский, Валерий Волосных… Мы продвигали свою идею и, по сути, создали новую дисциплину – боевое самбо. Ранее этой дисциплины не было. Самбо и сейчас занимает очень достойное место в мире спорта. Однако, к сожалению, не могу сказать, что профессиональное самбо получает должное развитие. Это понятно даже в сравнении с футболом, хоккеем или боксом.

Фото: из архива Александра Гончарова

— Большая радость, что самбо теперь олимпийский вид спорта!

— Да, в олимпийское движение самбо включили. И это большая заслуга федераций, как наших, так и международной.

— Однако, все медленно развивается, что странно. Ведь это очень красивый и интересный вид спорта.

— Это зависит от международной конъектуры. Медали, политика…

Фото: из архива Александра Гончарова

— Вы тренируете, как взрослых, так и малышей. Как разглядеть в ребенке потенциал и талант?  

— Как показывает практика, сразу же разглядеть очень сложно. Нет, бывают, конечно, случаи, когда ребенок приходит уже очень подготовленным и у него все получается… Но жизнь показывает, что все всегда по-разному. Бывает мальчик очень талантливый, но он потренируется год-два-три и ему надоедает. А бывает мальчишка, у которого все не очень хорошо получается, так упорно тренируется и трудится, что в конце концов достигает блестящих результатов.

— Получается, все решает воля к победе?

— Именно. Этот вид спорта – уникальный. Универсальный. Здесь могут найти себя очень разные люди. Здесь нет таких строгих критериев, как например, в баскетболе или штанге. Человек с любыми качествами может проявить себя в борьбе. Огромный спектр приемов, любые данные могут подойти.

Фото: Школа самбо Александра Гончарова

— Тогда такой вопрос к тренеру: как сделать так, чтоб ребенку самому нравилось заниматься? Как не отбить интерес к спорту?

— В этом смысле у меня есть отличный опыт. Опыт тренировок собственного сына. Я видел, как мои друзья вызывали у своих детей устойчивую ненависть к этому виду спорта. (Смеется). Такое в любом деле может случиться: и в музыке, и в рисовании. Я очень боялся подобного, поэтому в занятиях со своим сыном всегда был очень аккуратен. С малого возраста ему нравилось ходить со мной в спортивный зал. Он тогда сам еще не тренировался, но ходить туда для него было праздником. В дальнейшем я старался, чтобы у него всегда был интерес. Как так сделать? Сказать сложно. Это индивидуально. Главное, чтобы спорт для ребенка не был наказанием, спорт должен быть поощрением.

— Заставлять не надо?

— Я считаю, что не надо. У меня были случаи, когда родители очень хотели, чтоб ребенок занимался, а он не хотел. В итоге с такими мальчиками работать было очень тяжело. Просто каторга какая-то. (Смеется).

— Вы титулованный спортсмен и тренер и, должно быть, знаете лучше всех, как побороть звездную болезнь?

— Я не знаю, как с этим бороться. (Смеется). Люди разные. Кому-то это даже помогает, добавляет уверенности. Ведь из-за низкой самооценки порой тяжело многого добиться. А кому-то наоборот мешает. Главное – это результат. Иногда люди не очень приятные в общении — в своем деле чемпионы. Как с этим бороться, пожалуй, каждый должен решать для себя сам.

Фото: All Do Sport

— Многие люди часто путают дзюдо и самбо. Объясните, пожалуйста, дилетантам в чем основное различие?

— Так можно сказать, что и гитара с балалайкой примерно одно и то же. Только музыкант объяснит, что это не так. Были, конечно, случаи, когда спортсмены одинаково сильно выступали и в самбо, и в дзюдо. А бывало, что спортсмен только в одном виде мог себя хорошо проявить, а в другом не получалось. Специфика все равно разная: разные правила, разные приемы, разные захваты. Если в двух словах, за последнее время в дзюдо произошло очень много изменений, в частности много ограничений было введено. Если же говорить о самбо, то это более демократичный вид спорта. Разрешено в нем больше, чем в дзюдо. Ограничения вводились всегда в целях безопасности, чтобы оградить спортсменов от травм. Такой вот принцип. А дзюдоисты делают это, чтобы их вид спорта стал более презентабельным, более зрелищным. Убрали броски с захватом за ноги. Эстетически, может быть, это и правда лучше, но с точки зрения многогранности и богатства борьбы, мне кажется, эти ограничения играют отрицательную роль.

Фото: Школа самбо Александра Гончарова

— Всегда хочется спросить профессионального борца, случалось ли такое, что спортивные навыки довелось применить в жизни?

— Единственный раз на меня напали с целью ограбления. Не так давно. Я поздно возвращался домой, шел по лестнице. Два молодых человека, один спереди, другой сзади, приблизились ко мне… Один из них решил меня ударить, но я сориентировался и сбежал по лестнице вниз и развернулся, чтобы они оба были передо мной. И тут они убежали… Но до меня дошло, что после этой короткой схватки у меня пропала борсетка, которая была на руке. Остался только ремешок. И что я сделал? Побежал за ними.

— С ума сойти!

— Ну не привык я к такому. Потом, конечно же, я понимал, что могло случиться все, что угодно. Это было зимой. Я увидел, что они сели в машину, а она забуксовала. Они пытались вырулить, но ничего не получалось. Ужасно скользко было! Я боялся, что меня и самого затянет под эту машину. Я пытался разбить окно, а в итоге оторвал зеркало, согнул им дворник, но так у меня ничего и не получилось. В борсетке остались даже ключи… В конце концов они уехали, хотя я бил по их машине, как мог.

Фото: из архива Александра Гончарова

— Это настоящая спортивная закалка… Вопреки собственной безопасности!

— Злость была. Жена, конечно, была в ужасе. Говорила: как хорошо, что ты не открыл эту их дверь.

— Александр Владимирович, расскажите про свой фильм «Учись побеждать красиво», где Вы наглядно показываете приемы и рассказываете про технику. Как родилась идея фильма?

— В этом виде спорта меня всегда очень привлекала техника. Мне было очень это интересно. Возможно, это даже отрицательно повлияло на мою результативность, потому что я всегда хотел уметь делать всё, как можно больше приемов. Когда я закончил спортивную карьеру, я постоянно ловил себя на том, что не понимаю, как выполняются те или иные приемы. Они не давались мне во время карьеры, и я не мог никак их разучить. Когда же я стал тренировать сына, я научился этим приемам сам. Я их понял. А понимание важнее всего. Как так выходит, что человек, который не хочет падать и терять равновесие, все равно падает? Как его заставить упасть? Ведь дело не в большой физической силе. Дело в технике. Вся борьба построена на правильном использовании рефлексов. Противник начинает сопротивляться, и эту энергию надо использовать для атаки. В какой-то момент я понял, что обладаю багажом знаний и мне очень захотелось поделиться ими. Так и родилась идея создать фильм «Учись побеждать красиво».

Поделиться ссылкой: