Вместе с Юнисом Лукмановым национальная сборная России по водно-моторному спорту добилась блестящих результатов и прочно закрепилась на пьедестале почета самых престижных международных соревнований. Юнис Халитович оставил пост президента ФВМС в начале 2020 года. Сегодня он возглавляет кафедру теории и методики водно-моторного и парусного видов спорта в университете им. П.Ф. Лесгафта. Какие нюансы кроют в себе «гонки на воде»? К чему и как готовиться молодым спортсменам? На что стоит обращать больше внимания? Об этом и о многом другом «Спортамикс. Новости» расспросил человека, который знает о водно-моторном спорте всё.  

Фото: Спортамикс

— Юнис Халитович, расскажите про развитие водно-моторного спорта в России?

— Сейчас говорить о развитии спорта – неблагодарное дело. Коронавирус. Сейчас все неопределенно. Мы не знаем в какую сторону будет развиваться ситуация. Эпидемия, пандемия – это серьёзные дела. О соревновательных процессах говорить пока сложно. Время застыло. Если мы говорим о своих успехах, то больше уделяем внимания прошлым достижениям. До 2019 года водно-моторный спорт в России развивался очень успешно. Мы постоянно были в лидерах. В медальном зачете среди стран у нас было наибольшее количество медалей чемпионов мира. И это на протяжении долгих лет.

— В начале года Вы покинули пост президента федерации ФВМС. Почему?

— Я решил покинуть федерацию, так как посчитал свой ресурс исчерпанным. Я уступил дорогу молодым, достойным и, можно сказать, «голодным» людям, которые хотят этим заниматься. Я считаю, что в этом деле я достиг своего максимума. Я не сомневаюсь, что в дальнейшем Россия, как была, так и останется лучшей в мире. Говоря о «Кубке Наций» — мы три раза подряд завоевывали золотые медали.

Фото: RiverCross

— Какие главные факторы можно выделить в водно-моторном спорте? На что нужно делать упор в первую очередь?

— В первую очередь – настойчивость и упорство спортсменов. Работа тренеров очень важна, техническая оснащенность очень важна. В водно-моторном огромную роль играют двигатели. И, конечно, стоит обратить внимание на то, что для того, чтобы находиться на воде в Петербурге… Есть всего четыре месяца. Поэтому много времени нужно уделять теоретической подготовке. У нас, к сожалению, не такие условия, как в Италии, Африке или на юге Китая, где кататься на лодках можно круглый год. У нас, повторюсь, всего четыре месяца, которые нужно максимально использовать. Однако, к счастью, этот фактор «голода» к воде у нас имеет положительное воздействие: мы добиваемся очень хороших результатов. Отмечу, что у нас очень хороший тренерский штаб. Очень хорошая работа с детьми ведется. Это ведь и воспитательный вопрос, который помогает растить замечательных, адекватных людей.

Фото: MR7

— Вы как-то сказали, что дети, занимающиеся водно-моторным спортом, имеют особые отношения с водой…

— Ребенок, который занимается водно-моторным спортом, воспитывает в себе сразу несколько навыков. Они связаны с отношением к морскому делу, к воде, к технике, к соревнованиям. Он не просто пытается кому-то что-то доказать. Он имеет возможность продемонстрировать свои таланты наглядно. На деле. То есть ребенок с детства понимает, что такое справедливость и понимает, что это такое – достичь результата, благодаря труду. Он никому не завидует. Он трудится и воспитывает в себе достойные человеческие качества.

— В университете им. П. Ф. Лесгафта Вы возглавляете кафедру теории и методики водно-моторного и парусного видов спорта. Расскажете про нее?

— На водно-моторный вид поступает не очень большое количество ребят, к сожалению. Наверное, это связано с тем, что к этому спорту больше относятся, как к хобби… Очень много детей, которые занимаются этим спортом, но в профессиональном плане готовятся к чему-то другому. Кто-то стремится к бизнесу или другим сферам. С парусным видом иначе. Это более романтично, я бы сказал.

В водно-моторном спорте есть свои моменты. Например, с точки зрения здоровья… Те же самые вибрации. Это не очень полезно. На нашей кафедре больше детей, которые поступают на «паруса», а водно-моторный вид спорта изучают параллельно. Сегодня тяжело найти парусник без винта и все эти моменты надо учитывать. Также на нашей кафедре есть небольшое отделение, которое ведет подготовку ребят, занимающихся автомобильным спортом. Поток тоже не очень большой, но для людей, которые хотели бы заниматься автоспортом – это хорошо. А вообще в Лесгафта в этом году был хороший конкурс: более трех человек на место.  

Фото: ФВМС

— Как и в любом другом виде спорта в водно-моторных соревнованиях существуют свои нюансы. Какие, на Ваш взгляд, основные?

— Конечно же, большое значение имеет техническая оснащенность команд, спортсменов. Это касается и двигателей, и судов. Мне лично очень нравится вид гонок «Кубок Наций», потому что там все лодки одинаковые. Одни и те же двигатели, одна и та же оснащенность. Гонщики бросают жребий и соревнуются на лодках, которые одна к одной идентичные. Именно на этих соревнованиях выявляется фактор подготовки спортсменов с точки зрения их индивидуальных качеств, а не техники. Мы гордимся, что российская команда проявила наилучшие качества на «National Cup». Мы завоевывали золотые медали, не взирая на то, что и арабы, и китайцы опережают нас с точки зрения финансов и технической оснащенности. Они были более подготовленные, однако победа осталась за нами.

— Что бы Вы хотели пожелать спортсменам и федерации?

— Сейчас у федерации новое руководство и я бы хотел, чтобы с ним она продолжила свой успешный путь. Наши спортсмены добивались больших побед на международном уровне. Хотелось бы, чтобы эти традиции сохранились, чтобы мы не потеряли тот задел, который существует с начала 2000-х годов. Что касается спортсменов… Им одно пожелание – чтобы пандемия скорее закончилась, и они смогли больше тренироваться и участвовать в соревнованиях. Сейчас эта проблема стоит остро на всей планете. Ну и конечно же, семь футов под килем и попутного ветра!   

Поделиться ссылкой: